Рецензия на перформанс Туман от команды КвестОбзор

10
Антураж
9
Качество загадок
9
Погружение
9
Динамичность
10
Сюжетная линия
10
Сервис

Мы сочиняем ужасы, чтобы помочь себе справиться с реальностью (с) Стивен Кинг

Квестовая индустрия достигла того момента, когда наступает стадия гармоничного развития. Сейчас новые проекты не открываются каждую неделю, как это было несколько лет назад, но все же стабильно хотя бы раз в месяц на рынке появляется что-нибудь новенькое. За не столь долгое существование квестов в реальности на российском рынке, они успели сформировать определенные стандарты, за которые раз за разом стремятся выходить, ведь человек хочет удивляться, а для этого необходимо придумывать что-нибудь новенькое. И если раньше старались впечатлить какими-либо фишками, то на сегодняшней день одним их главных критериев проекта, обреченного на успех, является его масштабность. Соответственно, заметно выросли уровень качества, затраты, а также само время постройки. Но есть такие проекты, которые берут и создают новую легенду! Вы уже догадались о ком я говорю? Конечно, это “Цех 13” – уникальное развлекательное пространство, которое появилось пару месяцев назад и разом открыло сразу несколько масштабных во всех смыслах проектов. Первым делом мы отправились прямиком в “Туман”, основанный на событиях одноименной повести Стивена Кинга. Все знают, что Кинг – общепризнанный маэстро литературных ужасов. Его произведения умудряются внушать страх одними лишь написанными на бумаге буквами. Это настоящая кладезь сюжетов для квестов, поэтому я даже удивлен, что ими пользуются настолько редко ? Вы уже устали читать и хотите, чтобы я рассказал про квест? Но я ведь только начал свое многобуквие… Сразу хочу отметить, что “Туман” превзошел наши ожидания. Нет, мы вполне ожидали, что он будет крутой, огромный и красивый, но вот его игровой процесс оказался довольно неожиданным. Мне он напомнил какой-нибудь американский фильм в жанре “триллер-ужастик”, где происходит череда мистических событий, которые тебя обволакивают, но не дают кирпичам сыпаться в штаны, дабы сохранялось желание досмотреть историю до конца. Здесь страшно, но в то же время интерактивно и интересно. Здесь не просто пугают, а рассказывают довольно запутанную и насыщенную историю.

Самый север США. Здесь среди множества скалистых гор расположился довольно крупный по своим размерам штат Монтана. Наш рассказ пойдет о городишке под названием Миствилл. Вы точно о нем не слышали, потому что находится он в одном из самых отдаленных уголков штата. Все жители здесь прекрасно знают друг друга. Вон заваривает чай милая Хелен, чья семья уже несколько поколений владеет местным кафе. А вот пробежал местный любимец – харизматичный парень Бобби. Каждое утро добродушный парикмахер приветствует местных работяг, отправляющихся на работу, а хозяин гостиницы все смотри вдаль с печалью в глазах и надеждой увидеть незнакомую машину. Редко сюда заезжают туристы… Но все же иногда появляется кто-нибудь, кто хочет отдохнуть от мирской суеты и соединиться с природой. Правда уезжают тоже быстро, ибо неторопливая жизнь города подойдет не каждому. Лишь один мужик задержался подольше. Тем временем по скалистой дороге летит автомобиль с веселыми ребятами, что обожают путешествовать. Они остановились у подножия большой горы, когда в местном кафе по телевизору начались новости. Диктор сообщил, что городок Миствилл неофициально получил звание города-призрака. Дело в том, что все дороги на подъезде к нему завалены, а жители так и вовсе пропали без вести. Все 118 человек… Полиция утверждает, что все дело в густом тумане, опустившемся с гор и не отступающим уже несколько дней. “Брехня! Дело там нечисто! Говорят, каких-то существ видели, а нам врут!” – буркнул местный бармен и переключил канал. Тем временем наши герои уже ехали в машине вдаль по дороге...

Постепенно дорога пропала из виду, ведь не только исчезли фонари, но и облако густого тумана окутало землю. Проехав еще несколько миль, машина начала “кашлять”, а затем и вовсе остановилось. Водитель посмотрел на приборы и заметил, что стрелка бензина показывают на ноль ? “Мистика какая-то! Ведь мы совсем недавно заправлялись!” – удивились ребята и вышли на из авто. Связи, конечно, не было, но казалось, будто вдалеке горит небольшой огонек. Они устремились в его сторону, стараясь не смотреть по сторонам, ведь туман не хило пугал, и даже не заметили, как прошли большой указатель с надписью “Миствилл” и расклеенными на нем объявлениями о пропаже людей. Дверь в дом оказалась открытой. Друзья его хорошенько осмотрели, но признаков жизни не обнаружили. “Возможно, хозяин просто вышел” – подумали они и покинули помещение. На затянутой туманом улице ребята увидели свет в окне небольшого магазинчика, рядом с заправочной станцией. “Ура!” – хором сказали они и двинулись в его сторону, буквально прогоняя руками туман. Но неожиданно за их спиной раздались какие-то звуки, будто идущие из потустороннего мира. Что-то рычало и бежало в их сторону! Не было видно, кто это, но наши герои, наступая друг другу на ноги, ввалились в дверь магазинчика. Осмотрели его, и снова ни души! Хотя вскоре местный житель им все-таки повстречался. Напуганный мужик говорил о монстрах и сошедших с ума горожанах, которые до сих пор его не покинули. Говорил он уверенно. Да еще и крики за окном, смешанные с ударами о об это же окно, заставляли ему верить. Ребята решили, что в туман идти опасно, а потому следует переждать. “И сколько вы тут сидеть будете? Он уже несколько недель не уходит!” – ехидно сказал мужик, выглядывая на улицу. Наши герои вышли на главную улицу и снова услышали за спиной рев! Они побежали вперед, сметая все на своем пути, и едва не вошли в один из домов через окно. Вскоре познакомились еще с одной горожанкой, что явно была не в себе. Ее глаза настолько было бегали в разные стороны, что казалось, настроение прыгает от “Я сварю вам чай” до “Я порежу вас этой ложкой”. Короче, баба пугала, и ребятки решили лучше пойти к монстрам. Постепенно они хорошо изучили город, побывав во всех местных заведениях, включая банк и парикмахерскую. Там даже было некое ощущение безопасности. Но вот улица… Еще долго она им будет сниться в кошмарных снах! В этот момент даже клетка стала казаться настоящей отрадой! Хотя… Эта клетка слишком много себе позволяет! Сообща с жителями, план спасения был придуман. Но кто же знал, что все обернется тыльной стороной… Кто знал, что глаза окажутся обманутыми настолько сильно… Кто знал, что теперь им не нужен даже бензин, ибо ноги бегут настолько быстро, что обгоняют проезжающие машины… На следующее утро туман рассеялся…

Большая получилась история, но я не рассказал даже 10% того, что происходит в игре. Во-первых, потому, что это будет спойлером, а я не хочу опять принимать душ из-за прилетевших какашек. Во-вторых, потому что для этого мне понадобится страниц 5 ? У проекта все стороны сильные, но сначала я выделю именно сюжет. Мы ждали чего в духе Стивена Кинга, то есть всепоглощающего ужаса, мрака и безысходности. А на деле получили этакую смесь страха с интерактивом и детальной историей. Если, вдруг, среди вас есть люди, читавшие “Туман”, то важно понимать, что квест построен именно по мотивам произведения. За основу взята его история, а вот все остальные события, включая концовку будет совершенно иными. Как и персонажи. Здесь в сюжете сочетается мистика, психические расстройства, религиозные фанатики, злобные монстры, а также саспенс, ведь ты понятия не имеешь, что таится в этом густом тумане. Соответственно, вы уже должны были понять, что сцены различаются не только их местом в сюжете, но и даже настроением. Где-то ты смеешься вместе с актерами, где-то ты вместе с ними боишься, а где-то начинаешь их бояться или, наоборот, сочувствовать. Также имеется еще и несколько резких поворотов-переворотов. Некоторые маленькие и связаны с персонажами и их действиями, а один такой глобальный, что расставляет все на свои места и заставляет несколько минут сидеть с открытым ртом и понимать, что у страха действительно глаза велики. Таким образом, можно сказать, что проект одновременно и страшный, и интересный. В какие-то моменты этот страх даже немного притупляется, поскольку тебе чертовски хочется узнать, что же там будет дальше. Так что все же оговорюсь, что не стоит здесь ждать какого-то животного ужаса. Здесь главенствует именно атмосфера (история), в которой смешано все, что я перечислил выше, хотя все же весьма жутко. Да и сам игровой процесс построен так, что локация представляет из себя, как бы море тумана с островками безопасности в виде городских домов. Соответственно, стоит лишь открыть дверь, как тебя поглощает ужас, и не хочется делать даже шаг за порог. А в самом доме, как правило, ты либо выполняешь задание, либо общаешься с актерами, впитывая сюжет. Но, естественно, есть моменты, когда даже там, где тумана нет, не чувствуешь себя в безопасности, да и зло напоминает о себе даже во время сценок.

В этот момент обзора я перехожу к актерской игре. Знаете, на проекте такого жанра она имеет ключевое значение. Нет, это не иммерсивный театр (хотя диалогов со сценками довольно много) и не ужастик до мозга костей, поскольку в игре в большинстве присутствуют именно персонажи жителей города, а не сплошная монстрятина. Хоть они и съехавшие. То ли от ужаса, то ли потому что так сложилось. Дело в том, что актеры умудряются сделать так, что, благодаря их словам, страх усиливается. То есть тебе говорят такие вещи, от которых возникает определенное напряжение, а мозг сам начинает представлять картины того, что может твориться в темноте. Даже если этого там и нет… А оно там есть! Это называется этакий продвинутый саспенс. То есть на обычном ты слушаешь звуки, смотришь во тьму, сам себя пугаешь, а здесь тебя запугивают словами, ведь, когда рядом боящийся человек, то и тебе самому становится не по себе. Актеров здесь довольно много, а учитывая, что вы поочередно сталкиваетесь то с одним, то с другим, начинает казаться, что рядом постоянно кто-то есть, и город действительно живет какой-то мрачной жизнью. Обычные жители уехали (но это не точно), а остались только ненормальные, от которых можно ожидать чего угодно. Перепады настроения, расстройство личности, задорный интерактив, пугающие жесты, а порой застывший в темноте силуэт – делают свое дело. Персонажи тут как бы являются противоположностью друг друга, что придает сюжету разнообразия. Кому-то ты веришь, от кого-то хочешь поскорее уйти. И при этом они еще перевоплощаться умудряются во время сюжетных твистов. А есть герои, которые призваны исключительно вселять страх, ведь это все-таки ужастик. Ребята очень хорошо справляются со своими ролями. У них есть остроумный ответ на любую вашу фразу, а настроение передается не только в словах, но и жестах. Тут даже глаза принимают участие в игре актера. Глядя в них, можно проникнуться его состоянием. А о профессионализме интерактива может сказать то, что здесь ребята настолько ловко выкрутились из форс-мажорной ситуации, что восприняли это, как часть сюжета.

Локация. Для многих именно она является основной фишкой данного проекта. Не мудрено, ведь тут буквально построена целая улица города с более десятка различных домов. Площадь просто огромна! Вам предстоит оказаться в магазине, гостинице, кафе, парикмахерской, почте, церкви и многом другом, о чем я говорить не буду. А связывает их туман… Густой, в котором можно увидеть лишь очередной огонек, как ориентир для передвижения. Примечательно, что это именно туман, а не просто дым, поскольку ребята используют специальный генератор, дабы не только создать полную достоверность, но и обезопасить игроков и актеров, которые проводят в нем довольно много времени. Наверное, это один из самых важных моментов, которые необходимо знать, чтобы понять отношение создателей к своему проекту. Такого ранее не было нигде! Таким образом, во время игры действительно возникает ощущение, что находишься на улице города, куда опустился туман. Он дезориентирует и одновременно пугает, ибо из него раздаются то и дело раздаются страшные звуки. О планировке локации можно сказать такую вещь. Вот я человек, который прошел порядка 500 различных квестов и съел на них несколько собак и одну кошку. Но мне сейчас тяжело писать обзор по локации, поскольку я совершенно не могу понять ее планировку. Что находилось слева от гостиницы? В какую сторону заправка? А где магазин? Это еще одна из фишек проекта. Ты бродишь по городу, а дома возникают буквально из ниоткуда. Декорации, кстати, весьма детальные. Помещения наполнены различными предметами, чтобы создавалось ощущение, будто еще вчера тут работали люди, а теперь все просто брошено. Соответственно, в каждом свое убранство в зависимости от назначения помещения. Ну в церкви кресты, на почте письма и все такое. А некоторые из зданий еще и многоэтажные. Так что можно куда-нибудь забраться, а потом выйти каким-то необычным образом! Проработано, как внутреннее убранство, так и фасады – двери, окна, деревянные стены, вывески. Все красиво и аутентично. В целом стилистика напоминает именно маленький американский городишко. Это сложно объяснить, но в кино их показывают именно такими, и если видел хотя бы раз, то глаз узнает мгновенно. Загадки? Тоже имеются. Правда это скорее некие действия, которые необходимо совершить по сюжету. Вам вручают в зубы какую-то миссию, а вы идете с ней справляться. Что-то найти, сделать, получить, помочь друзьям и все такое. То есть за каждым вашим действием стоит четкое логическое объяснение, нафига все это нужно. Поэтому местные загадки - это скорее тот фактор, который позволяет игроку почувствовать себя не зрителем, а участником сюжета. Хотя немаловажное значение имеют и диалоги с актерами, ведь они занимают львиную долю игрового процесса. Есть индивидуальные задания, когда надо не просто перебороть свой страх, но и, например, столкнуться с какими-либо механизмами. Чаще они нужны просто для красоты и глубины погружения, но есть одна штуковина, которую я увидел на квесте впервые. Это очень масштабно, технически-круто и крайне эффектно с визуальной точки зрения. Световые, звуковые и прочие эффекты также присутствуют, ведь они воздействуют на те отделы мозга, за которые отвечает не разум, а органы чувств.

Сегодня я написал намного больше обычного, но это не спроста, ведь я всегда считаю необходимым объяснить особенно подробно, почему я ставлю проекту свой высший балл. Это я делаю не только для того, чтобы игрок понял все фишки, но и создатели других квестов поняли, что именно нужно делать, чтобы эту оценку от меня получить. На самом деле, проект настолько многогранен, что кажется, будто я еще даже не про все особенности рассказал, но я старался передать именно атмосферу и то, почему данный перформанс может быть интересен, как игроку, который впервые идет на квест, так и зажратому квестоману со шрамами на руках и душе. Правда игроку, посетившему впервые будет потом тяжело из-за высоты поставленной планки. Так зачем же сюда идти? Что искать? В первую очередь, интересный сюжет и красивую мистическую угнетающую атмосферу. Здесь есть моменты, когда тебя пугают скримерами, но все же проект воспринимается, как совокупность того, что говорят и делают, как красивая мистическая театральная история. На самом деле, это огромная редкость, когда умудряются и напугать, и сюжет рассказать. Так что проект еще и привносит нечто новое в жанр квеста с актерами, отсюда и такая оценка Физического контакта тут нет, а потому советую идти людям погружаемым. Тем, кто хочет проникнуться атмосферой этакой безысходности, ведь покинутый населенный пункт пугает куда сильнее, чем просто покинутый дом. Что опять же говорит о масштабах. О них же говорит и то, что для озвучки проекта был приглашен актер кино и телевидения. Необычно и то, что получилось создать именно американский городишко, о чем говорит не только стиль декораций, но и образы актеров. Вкратце? Красивый перформанс, где ты бродишь по городу, окутанному туманом, встречаешь различных героев (как вполне живых, так и весьма мистических), проникаешься историей, разглядываешь декорации, пугаешься, а потом сидишь с открытым ртом, когда история заканчивается. Такие дела. “Туману” удалось оправдать наши завышенные ожидания, а это дорогого стоит!

Вы смотрели