Рецензия на перформанс Вий от команды КвестОбзор

9
Антураж
9
Качество загадок
10
Погружение
10
Динамичность
9
Сюжетная линия
10
Сервис

Не выходи из круга и не отпускай руки...

Вий вернулся! Вий переехал! Вий обновился! Ура, товарищи! Серьезно, для меня это событие, поскольку данный проект я считаю достоянием квестового мира. Хороших квестов много, но лишь о некоторых будут говорить даже через 10 лет. Кстати, так интересно, что будет с индустрией, когда она станет совсем взрослой… Для меня уже несколько лет подряд, конец лета неизменно связан с творчеством Николая Васильевича Гоголя. В прошлом году выходила серия фильмов “Гоголь”, финальная часть которой пришлась именно на этот период. Тогда мы работали на премьере, знакомились с актерами. Многие кидаются в него какашками, но для меня это один из наиболее знаковых российских фильмов современности. В этом году свои деревянные ворота распахнул обновленный квест. Мы его открытия ждали и чуточку боялись, что этого может не случиться, ведь в силу ряда событий проект приостанавливал свою работу. Но теперь можно выдохнуть, ведь перформанс не только стал больше в размерах, но и претерпел значительные изменения в своем игровом процессе. Обновились сцены, изменились загадки и даже появились новые персонажи! Так что смело можно говорить об этом проекте, как о квесте новом, и спокойно идти сюда, если вы уже когда-то на нем бывали. Вот только легенда не изменилась, но я и не слышал, чтобы Гоголь восставал из мертвых, дабы изменить что-то в своем произведении. А вы слышали? Надеюсь, что нет. Сейчас я буду вместе с вами разбираться в произошедших после переезда изменениях, дабы ни у кого не осталось сомнений, что квест абсолютно новый! Но для начала стоит сказать, что это единственный перформанс, события которого развиваются по мотивам русской классической литературы. Это красивая мистическая сказка с обилием скримеров и колоритных персонажей, проработанной многоуровневой локацией, антуражными загадками и эффектными сценами, которые легко могут потягаться с тем, что показывают в кино. Готовы? Тогда, как говорится, тиха украинская ночь…

Темнота густой пеленой окутала землю. Казалось, что даже местные звери не захотели этой ночью выбираться из своих берлог, и только лишь старый филин надрывался на ветке дуба, оглушая всех вокруг своим пронзительным уханьем. Небольшие тучи усилили мрачность, ведь луна практически полностью спряталась за ними, будто бы не желая наблюдать за той дорогой, по которой шло несколько усталых путников. Студенты киевской бурсы, что отправились на каникулы заниматься репетиторством. Да вот только заплутали они во тьме ночной… Брели они настолько долго, что на ногах уже стали появляться мозоли. “Хутор! Ей-богу, хутор!” – сказал философ, показывая пальцем куда-то вперед. Бурсаки присмотрелись, и действительно увидели вдалеке мерцающий огонек. Вскоре они выбрались из леса, прошли мимо нескольких домов и остановились у того, где горел свет. Ударили дружно в ворота. Дверь заскрипела, и на пороге появилась старуха в нагольном тулупе. “Пусти на ночлег, мил барышня!” – сказали бурсаки. Та лишь махнула рукой. А затем произошла череда довольно странных и необъяснимых событий. Плюнул на утро Хома Брут в пол и сказал – “Идите вы к лешему! Сами разбирайтесь со своими проблемами, нечистью и паночкой!” Да и уехал на первой же повозке в город! Почесал сотник репу, ведь кому-то надо совершить по службу по безвременно почившей девушке. Но на его удачу этой же ночью на хутор новые гости пожаловали, будто бы сила какая направляла все дороги именно сюда…

Тиха украинская ночь… Все тот же молчаливый темный лес и еще несколько путников, что идут на одинокий огонек небольшого домика. Точно также они стучат в ворота. Точно также скрипит входная дверь, и бабка встречает неожиданных гостей на входе. Она ехидно улыбался из-под своего крючковатого носа губами, которые, казалось, полностью состояли из морщин. “Ой, ребятки, да положить то мне вас некуда! Ну да не стойте в сенях. Кто-то может на печи лечь, кто-то на лавке, а под иконами в красном углу вообще самое козырное место” – кряхтела старуха. “Да ты не переживай! Уместимся. Спасибо за крышу над головой!” – ответили друзья и тотчас уснули. Проснулись от грохота посуды, которая летела с полок на пол. На улице началась гроза, и молнии через окно освещали сгорбленный силуэт, что ковылял прямо к ним. Ух какой страх овладел нашими героями. Так они выбежали из дома самым неожиданным путем! Бежали они сквозь деревню, разбудили всех соседских собак, что стали гавкать им вдогонку. А одна вообще оказалась особенно любвеобильной… Не зря хозяин говорит, что залижет до смерти. Бежали, куда глаза глядят. А на небе светили звезды… Через пару сараев, заваленных сеном, через местное кладбище, заросшее растительностью. Было так страшно, что парень даже стал активно работать рукой. И так до каменного склепа, где буквально едва не отправились на тот свет со страшными криками, ведь старуха бежала по их следу и, то и дело, нагоняла! Но иногда будто бы превращалась в молодую прекрасную девушку… “Странно все это!” – решили наши герои, но из деревни уехать не смогли, ведь от сотника пришло предложение на целый мешок золотых. И вот стоят они в деревянной церкви, склонившись над гробом с усопшей, читают молебен. И тут, как начнется! Как заходят стены ходуном! Как погаснут свечи! Как встанет панночка из гроба своего! Как вытянет руки! Как пойдет к ним! Бурсаки давай креститься! А затем крик петуха… И вот свечи снова горят, а девушка в гробу лежит. “Не-не-не! Ну нах@р!” – молвили наши герои и хотели было уйти, но снова оказались в церкви. На утро их волосы поседели… Наступила третья ночь… Казалось, что это конец. Казалось, что, и молитва не помогает, и круг животворящий вот-вот даст трещину! А затем эти три слова, которые никто не хочет услышать… И… Что было дальше рассказать наши герои так и не смогли. Выжили, и на том спасибо!

Знаете, год назад я смотрел все того же “Гоголя” в кино. Глаза излучали радость от очередной экшн сцены, но в один момент я поймал себя на мысли, что уже наяву сталкивался со всем тем, что происходит на экране. Что мы также, как местный герой, стояли в кругу, кричали молитву, а злобное нечто пыталось прорваться и порвать нас части. И в этот момент я окончательно понял, что квесты это действительно оживший фильм, но с учетом того, что эмоции куда сильнее, ибо события взаправду переживаешь ? Особенно такой квест, ведь за основу он берет одно из наиболее фантастических произведений Николая Васильевича и превращает его в ожившую страшную сказку с колоритными персонажами и довольно большой дозой ужаса. Фишка проекта в том, что тебе не только страшно, но и интересно. То есть очень хочется узнать, что же там будет дальше в следующей комнате, но в то же время идти в нее страшно, и не меньше хочется просто сбежать отсюда. Это хороший показатель, поскольку частенько на перформансах либо страшно, либо интересно, а вот смешать эти два ощущения удается далеко не каждому. Игрок путешествует по разноплановым локациям, ведь тут и деревенский дом, и сарай с сеном, и кладбище, и, конечно, церковь. В них ему необходимо выполнить какие-либо действия, но в любой момент есть шансы столкнуться с местной разнообразной силой нечестивой. Причем в некоторые моменты она присутствует визуально, а в некоторые при помощи спецэффектов. Но главным, конечно, является сама идея проекта, поскольку вам предлагают оказаться в книге. Конечно, события развиваются лишь по ее мотивам, но вы встретите огромное количество отсылок. Правда понять их сможет лишь тот, кто читал, но в этом есть своя соль. Например, кто же такая местная бабка и какое отношение она имеет к панночке? Почему в названии упомянута именно третья ночь? А имена на могилах на кладбище напомнят о других произведениях Гоголя из цикла “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Ну и, конечно, знаменитых героев тут вы тоже встретите. Проект можно окрестить исконно-русским ужастиком! Что само по себе огромная редкость для нашей страны!

А теперь самое интересное. Давайте поговорим об изменениях, произошедших на этом проекте. Начать следует с того, что он переехал на новую локацию, где был построен, что называется, с нуля. Соответственно, поменялось тут все, за исключением идеи и легенды. Да, события все также развиваются по произведению “Вий”. Вот только совершенно иным образом! Планировка локации, количество комнат, декорации, ход игрового процесса, появления актеров и даже появились новые герои! Обо всем этом я буду рассказывать, как будто вижу впервые, потому что по сути так оно и есть. Глупо сравнивать с тем, что было на прошлой локации, ведь осталась только лишь атмосфера и то, что характерно для произведения. Ну и, конечно, создатели сохранили все свои фирменные фишки, добавив к ним несколько новых. Начну я, пожалуй, с актерской игры. Если раньше актеры появлялись лишь в какие-то знаковые моменты, то сейчас они сопровождают игрока буквально в каждой комнате. Если раньше местная бабка (думаю, это не спойлер) являла себя лишь пару раз, то теперь вы познакомитесь с ней куда ближе. А еще добавился один новый персонаж, который… Стоп! Стоп! Стоп! Спойлеры! Но все же хочется сказать, что мы его ждали! ? Вообще местные герои очень колоритные. Они не разговаривают и пугают вас исключительно посредством своих появлений, которое, как правило, сопровождается шоу или же может быть просто неожиданным. Но от этого, наверное, еще страшнее, ведь тебе не дают возможность, понять, что это все-таки актер. У каждого продуман образ, включая одежду или качественную маску. Ты правда веришь, что это бабка, которая сбежала из какой-то страшной сказки. Естественно, никакого физического контакта! Интересно, что игра актеров не всегда являет собой последовательные скримеры, как оно бывает на мистике. В определенный момент актер находится рядом с вами в весьма интересном положении. Но страх почему-то не пропадает… Местное главное шоу (если вы понимаете, о чем я) стало более основательным и длительным, а также теперь полностью соответствует тому, что было в произведении. В этот момент я даже не знал, что делать. То ли бояться, то ли залипать на шоу? Поскольку сцена действительно красивая и, на мой взгляд, входит в топ самых запоминающихся в индустрии.

Локация изменилась не только в плане количества комнат, но и количества этажей. То есть не раз вам придется тем или иным образом перемещаться вверх и вниз. А также появились места, где нужно много ползать на своих четырех. Что это нам говорит? А то, что теперь на “Вие” появилось немного экшна! С безопасностью в эти моменты тоже все хорошо. Видно, что об этом думали. Ну и в целом изменилась планировка, а также порядок помещений стал максимально логичным. Теперь точно не возникнет вопросов, почему ты сначала был вот там, а теперь неожиданно оказался тут. Добавилось несколько новых локаций, поскольку сам размер проекта стал куда больше, чем оно было ранее ? Чем он цеплял раньше? Своей стилистикой – много дерева, сена, различных предметов русского быта XVIII века, а также внимание к мелочам. Помню я говорил фразу, что все проработано настолько детально, что здесь спокойно можно проводить эскейп при свете, ибо разнообразно и не стыдно. Так вот сейчас декорации находятся на таком же уровне качества, а в некоторых местах стали еще более детальными. Игрок попадает в деревенский дом, сарай, кладбище, церковь и много куда еще. Проработано тут все – от пола до потолка. Глядя на стены, ты видишь деревянные доски, которые напоминают о назначении помещения, в котором проходит данный момент игры. А посмотрев на потолок, можно даже звезды увидеть в некоторых местах. Да даже двери соответствуют тематике – ворота, решетки, доски. Ясно, что работа по созданию локации была проведена действительно огромная. Здесь много предметов, которые создают атмосферу. В доме – это окна, занавески, лапти, веники, домашняя утварь и, конечно, огромная печь. В сарае вы повстречаете рабочий инвентарь, мешки с зерном, сено. А на местной “улице” встретите деревья. Ну и так далее. Что можно увидеть в церкви, я говорить не буду. Сами догадаетесь! Кстати, продуман тут даже запах. Сено, ладан, дерево. Это тоже влияет на погружение игрока, ведь хороший перформанс работает со всеми органами чувств. В игре присутствуют различные спецэффекты. Некоторые из них связаны с появлениями актеров, а некоторые технические. Так вот технические гармонично дополняют местную атмосферу. Порой это скримеры, когда вас как бы заставляют поверить в присутствие нечистой силы в помещении, а есть моменты, где игроку надо взаимодействовать с определенным механизмом в локации, что выглядит тоже довольно эффектно. А есть неожиданный брр-эффект, который является одним из местным ноу-хау. До сих пор не знаю, как он работает. Но в этот момент тебе и страшно, и смешно, и неприятно. Ну и, конечно, механизм, который заставляет ощутить адреналин, ибо это настоящий аттракцион, а заодно и очень крутой переход! ? Звуковое сопровождение тоже делает свое дело. Это не только музыка, но и разные звуки, которые заставляют поверить, что нечисть прямо в воздухе. Комнат довольно много и в каждой присутствует хотя бы одна загадка. В них нет ничего сложного, но все же поделать что-то придется. В разные моменты надо подумать логически, что-то найти, перебороть свой страх, поработать руками, взаимодействовать с различными предметами, подыгрывать сюжету своими действиями, а также даже проверить навыки командой работы. Добавилось несколько новых заданий, а те, что создатели сохранили, вышли на иной уровень качества. Теперь тут все техническое или механическое, а количество замков сведено к самому-самому минимуму. Но при этом ничего не выбивается из атмосферы. Каждое действие имеет под собой либо практическое, либо магическое обоснование. Игроку необходимо понимать, что игровой процесс тут живет не только на эмоциях и развитии сюжета, но и все же на решении несложных головоломок.

Советую данный проект, в первую очередь, любителям мистики. Это красивая страшная сказка, в которую просто приятно окунуться не только с целью получить дозу адреналина, но и просто чтобы вкусить местную атмосферу. Ты буквально переносишься на несколько веков назад - во времена, когда Гоголь написал свою повесть. Перформанс наполнен скримерами, красивыми моментами, встречами с фэнтезийными персонажами, залипательными шоу и достойными детальными декорациями, кои не так часто можно встретить на квесте с актерами. После переезда на новое место проект обновился полностью – новые помещения, новые сцены, новые герои, новый ход сюжета и проверенная годами атмосфера. Если вы тут бывали ранее, то, скорее всего, вам будет весьма интересно прийти сюда еще раз и узнать, как там у панночки дела. Правда не стоит ждать того, что она начнет разговаривать или концовка неожиданно изменится. Ее ведь сам Николай Васильевич писал. Хотя определенные моменты в окончании игры претерпели изменения и, наверное, это можно выделить, как одно из наиболее значительных изменений. Наряду с новой планировкой игрового пространства. Я искренне рад, что “Вий” вернулся в новом обличье, не утратив свой фирменный шарм, и все также является тем редким проектом, где страшная история основана на произведении русского классика! Любителям Гоголя (хотя бы фильма) сюда нужно бежать бегом, чтобы прочувствовать дух первоисточника. Я даже соскучился по таким проектам, на которых ты вроде визжал, как маленькая девочка, но в то же время все равно присутствует послевкусие, будто прикоснулся к чему-то серьезному, солидному и умному!

Вы смотрели