Рецензия на перформанс Insane Paranoid от команды КвестОбзор

9
Антураж
9
Качество загадок
10
Погружение
9
Динамичность
10
Сюжетная линия
10
Сервис

А ты точно фотограф?

Перформанс, который стал для меня знаковым событием. Но не только потому, что я ставлю ему свой высший балл, как проекту отличному во всем, но еще и потому, что он поставил логическую точку в моем квестовом цикле. Теперь смело можно говорить, что я прошел все московские перформансы, которые имеют какое-либо значение. Вот сейчас грустно стало… Это что же теперь придется ждать новых проектов? Эх… Ну да ладно! Поговорим про “INSANE”. Долгое время все вокруг удивлялись, как это так, я мог не играть здесь, мол актерская игра не отпускают внимание игрока от самого начала и до конца, а именно это я считаю основной фишкой, которую надлежит иметь всем перформансам. Говорили многое, иногда спойлерили, но так и не мог я понять, почему многие считают этот проект самым страшным? Тут ведь повествование идет про диссоциативное расстройство личности. Грубо говоря, раздвоение, разтроение, расчетверение. “Наверняка это крутой триллер, драма. Но чего же тут можно бояться?” – думал я, пока не вошел в локацию… Тут сочетается иммерсивное представление и мистический хоррор. Поочередно ты то кричишь от скримеров, то проникаешься актерской игрой, которая в данной атмосфере начинает пугать тем, что понятия не имеешь, чего ожидать в следующую минуту, и какая из личностей главного героя проявит себя на этот раз. Здесь в лучших традициях историй про Билли Миллигана или фильма “Сплит” главный герой ловко перевоплощается из маленького ребенка во взрослую женщину и много кого еще. Вот только это воспринимается эмоционально сильнее, чем когда ты просто смотришь кино. Это нефигово так пугает, поскольку осознаешь весь масштаб безумия этого человека, стоящего в метре от тебя. Сразу же смело можно сказать, что это лучшее воплощение данной темы на перформансе. Пытались многие, но едва ли не идеально получилось только тут.

Тишину, повисшую в темной комнате, нарушало лишь прерывистое дыхание в одном из ее углов. “Все собрались?” – раздался строгий женский голос. “Сейчас, подождем еще Майкла!” – волнительно прокричал маленький мальчик. Рядом с негодованием закряхтел дряхлый старик, мол времени у него не так много осталось, а тут еще и ждать кого-то. Но врач утешил, что своих лет он прекрасно сохранился. Люди начали активно разговаривать друг с другом, а голоса их эхом разлетались по пустому помещению. Наконец, пришел Майкл. Его руки были в крови. Но ничего страшного! Просто он разделывал мясо, чтобы покормить одного из местных обитателей, и он не мешал им во время важного разговора. “Альберт! Твое увлечение фотографией всех нас погубит. Как говорится, фотограф – горе в семье!” – начала женщина, в аристократической манере поправляя свою шаль. Но остальных волновало не это, ведь пошли слухи, что всем членам семьи угрожает страшная опасность! Майкл, как ее глава, старался всех успокоить, но споры становились похожими на крики. “Лучшая защита – это нападение! Не будем мешать и сами нанесем первый удар!” – вмешался в разговор самый отчаянный член семьи, что все это время спокойно сидел на стуле и слушал, покуривая сигарету. Но тут раздался протяжный звук дверного звонка. В комнате зажегся свет, но сидел в ней лишь только один человек…

“А, здравствуйте, мы по объявлению о фотосессии. Нас четверо, и хотим замутить что-нибудь групповое! Как вы на это смотрите?” – проторотила компания ребят прямо с порога ? “Вам не кажется, что вы сильно опоздали?” – спокойно ответил Альберт. “О мы извиняемся, но наш водитель гнал по встречке, пытаясь сократить лишние 5 минут!” – оправдывались они, приводя себя в порядок перед грядущей съемкой. Когда все были готовы, фотограф повел ребят внутрь своего дома, который явно не выглядел новым. Он рассказал, что на самом деле взял жилище в аренду у одного ворчливого мужика, но тот не будет беспокоить, если не мешать ему спать. Опытный фотограф предлагал своим клиентам самые лучшие ракурсы и делал просто замечательные фото. По его мнению… Раз, два, три, чик! Вспышка ослепила так сильно, что казалось, будто очертания предметов замерли в воздухе. И один из них явно пугал… “Вы тоже это видели?” – перешептывалась компания, но их фотограф все на той же позитивной ноте продолжал съемку. Становилось страшно. Неизвестно почему, ведь в доме разве что были какие-то проблемки со светом, а в остальном ничего особенного. Возможно, потому, что банки начали падать с кухонных полок? Хотя больше пугало именно спокойствие этого человека… В тот момент ребята еще не догадывались, через что им придется пройти и кого встретить. Не знали они и о том, что страх будет буквально следовать за ними по пятам в обличье… А, впрочем, не важно, ведь любопытство зачастую сильнее. Ребята познакомились с некоторыми активными личностями, которые попеременно занимали сознание Альберта. Одним хотелось помочь, а от других убежать прочь. Они говорили, что сам парень уснул и просыпаться пока не собирается. Казалось бы, что может быть безумнее? Но даже у них были свои страшные проблемы…

Пока писал, буквально пережил всю эту историю второй раз и снова поразился ее детальности. Здесь настолько гармонично, что общая картина легко складывается в голове. Вы удивитесь, но зачастую у меня проблемы с запоминанием сюжета игры, ибо во время многочисленных диалогов у меня в башке поют птички, а обезьяна бьет в тарелки, но здесь было настолько интересно, что хотелось уловить каждую актерскую реплику. А после игры понимаешь, что все диалоги и монологи логически связаны друг с другом. Можно проследить отклик на слова одного из героев в действиях другого. И все бы ничего, если бы эти герои не были всего лишь множественными личностями одного человека. Повествование тут держится как раз на взаимодействии между ними и игроком, которое для пущего эффекта разбавляется неожиданной мистической составляющей. Я считаю, что проект даже можно окрестить иммерсивным шоу, поскольку довольно большую часть игры занимает наблюдение за актерской игрой и перевоплощениями, но при этом весьма внушительное время посвящено интерактиву. С каждой личностью главного героя удается пообщаться и понять ее характер. Это удивительно, ведь здесь актер за несколько минут умудряется раскрыть сразу нескольких персонажей, хотя зачастую я сталкиваюсь с проектами, где не получается и одного раскрыть за всю игру. Это уже говорит об определенном актерском мастерстве. Персонажи получились настолько колоритные, что их образ плотно оседает в голове и в определенные моменты даже может достраиваться чисто из воспоминаний, поскольку герои не всегда предстают перед глазами, хотя речь и слышна. Но это лишь одна сторона медали. Та, что театральная. На ее обороте можно увидеть весьма качественную мистику. За нее уже отвечают другие актеры и, соответственно, герои. Это скримеры, спецэффекты, колоритные персонажи, которые своими действия создают постоянное ощущения их присутствия где-то рядом. Даже в моменты шоу ты все равно можешь услышать, что за стеной скребется нечто очень злобное. Это примечательно, поскольку возникает ощущение, что на протяжении всей игры зло буквально находится за твоей спиной. Именно взаимодействие с этой частью перформанса отвечает за всю динамику, поскольку задания не раз отправляют в путешествие в ту часть дома, где ничего доброго уже не осталось. Мистические сценки весьма продолжительны, но при этом не надоедают, поскольку динамичны и страшны. Я видел, как не слишком пугливые члены моей команды здесь кричали от страха. Достигается это как раз путем смешивания двух противоположных жанров. Возникают разноплановые эмоции и после относительно спокойных ты никак не можешь быть готовым, что столкнешься чем-то криповым.

Это, что касается игрового процесса, в целом. Но, поскольку проект являет собой шоу, то стоит детальнее поговорить об актерах. Здесь их 3, но количество персонажей превышает эту цифру в несколько раз и стремится к 10, поскольку главный герой буквально распадается на личности. У каждой свой образ, возраст, манера поведения, настроение, мировоззрение и даже пол. По началу я даже думал, что это разные люди. Актер в буквальном смысле одновременно может отыграть диалог нескольких персонажей, меняя интонацию, речь и свое положение в комнате. Начинаешь думать, а, вдруг, их правда тут много? Эффектно! Впечатляет! Мастерство! Когда меня спросили, какой герой впечатлил больше всего, я без сомнения ответил, что женский, поскольку в данном контексте это выглядит просто невероятно колоритно. Уж в фильме то было эффектно, а в реальности и подавно. Хотя, безусловно, у каждого свои фишки. Это вроде бы один и тот же человек, но поразительно, как ему удается заставить игрока воспринимать себя абсолютно по-разному. С одним хочется без остановки болтать, а к другому страшно подойти. И это необъяснимо, где-то на уровне подсознания. Герои запоминаются характерной манерой поведения и, благодаря этому, одна из сцен буквально захватывает дух. Мистические же персонажи появляются эффектно, красиво и довольно продолжительно, что позволяет тебе получше рассмотреть их образ. Вообще это редкий перформанс, где женский крик в какой-то момент не стал надоедать, а наоборот на протяжении всей игры являлся прекрасным дополнением и контрастом к общей атмосфере. Удивительным образом, страшно было даже в те моменты, когда находишься в комнате с совершенно спокойным героем. Эта его невозмутимость чертовски пугает, ведь вокруг столь гнетущая атмосфера, а ему все равно. Похоже он что-то знает, о чем молчит. Даже саспенс появляется, ибо начинаешь ждать подвох.

Локация спроектирована таким образом, чтобы по ней удобно было максимально активно перемещаться, ведь в порыве индивидуалок можно не обратить внимания на стены и пороги. Нельзя сказать, что площадь огромна, но используется весьма продуктивно. Например, когда мне досталось задание в конце игры, я на полном серьезе в какой-то момент подумал, что заблудился где-то по дороге. Знаете, что такое грамотное использование своей площади? Это когда даже санитарная комната не стоит без дела! Вообще прекрасный пример того, что на качественном перформансе локация – далеко не главное, поскольку все внимание должно быть приковано к игре актеров. Но надо отдать должное, что оформлено пространство довольно красиво. Вы попадаете в дом, где живет человек, страдающий диссоциативным расстройством личности. Так что в его жилище есть и кухня, и спальня, и даже детская, но следить за ними некогда, потому они приобрели довольно криповые оттенки. Видно, что все было именно задекорировано под старину, поскольку в целом тут довольно чисто. Предметы мебели составляют антураж комнат, а также иногда летят в вашу сторону. Кхм-кхм… И ты веришь, что актер правда тут все может разнести. Никаких загадок здесь нет. Только задания по взаимодействую с актерами и немного с локацией, когда в одиночку надо исполнить свою невероятно важную миссию в другом конце дома ⚠ Эти моменты тут присутствуют, чтобы сделать в шоу небольшой антракт и добавить страха с экшном. В моменты разделения команды никто не остается без дела. Кто-то бегает и пугается каждого шороха, а кто-то продолжает смотреть или слушать занимательное шоу.

Наверное, это лучший проект, который можно было бы придумать “на десерт” моего длинного квестового пути. Нет, он не заканчивается, впереди ждет еще много всего нового, но теперь я своими глазами увидел абсолютно все легенды нашей необъятной индустрии. Касаемо перформансов, разумеется. Огромное количество различной информации я слышал про актеров этого проекта и понимаю, что люди не врали. Это действительно мастера своего дела. Мне, как поклоннику актерской игры, который ищет у героев мотивацию и ждет интересные монологи, было чертовски приятно видеть все, что происходит здесь. Ведь здесь можно и на шоу с необычным сюжетом позалипать, и вдоволь побояться. Так что проект находится на стыке театрального шоу и мистики. Говорят, что тут могут и контакт выдать, но, к счастью, мы обошлись без этого. Сама по себе тема крайне необычна – расстройство одной личности на множество второстепенных. Она сложна в реализации, но ребята действительно справились со всеми ее нюансами. Вообще порадовало внимание к деталям, ведь даже игра света и музыка тут всегда в тему. А если уж вы являетесь поклонником фильма “Сплит” или просто истории Билли Миллигана, то увидите множество моментов, которые являются отсылками. Также у перформанса есть вторая версия, которая рассказывает продолжение истории и знакомит с нежелательными личностям.

Вы смотрели